На сайте одного из центральных изданий появился материал с анализом развития перевозок на внутренних водных путях. Комментарии Александра Урбанского наглядно демонстрируют преимущества концепции, заложенной в законопроекте №2475а «О внутреннем водном транспорте», для всей речной отрасли.
В Верховной Раде наблюдается противостояние вокруг принятия законов о развитии перевозок на внутренних водных путях. Речь идет о законопроекте №2475а «О внутреннем водном транспорте», который недавно рассматривал парламент и который предусматривает создание благоприятных условий для допуска на украинские реки судов под иностранным флагом. Этот законопроект, подготовленный около трех лет назад и существенно доработанный в 2017-м году, поддерживает Мининфраструктуры и такие крупные игроки, как «Укрречфлот», «Бунге Украина», Cargill, COFCO Agri, «Гермес-Трейдинг», и др. Недавно они подтвердили это на встрече с чиновниками МИУ и депутатами.
Однако существуют сторонники альтернативного законопроекта №2475а-3, принципиально отличающийся от «министерского».
Законопроект №2475а отменяет ряд существующих платежей (за прохождение шлюзов, разведение мостов и т.д.) и вводит один целевой речной сбор, который разрешает работать в каботаже судам под иностранным флагом.
— Иностранным судам разрешается работать в каботаже сроком до пяти лет с обязательной регистрацией компании, управляющей судном, в Украине. Это значит, что ты по бербоуту (фрахт без экипажа – ред.) можешь завести судно в Украину и здесь им оперировать, – уточняет один из авторов законопроекта №2475а Александр Урбанский. И сравнивает это с выдачей временного украинского флага. — Это значит, что экипажи должны быть украинские, налоги будут платиться в Украине. Топливо будет покупаться в Украине, акцизный сбор будет платиться, а он позволяет развивать нашу инфраструктуру.
Законопроект 2475а-3 также отменяет ряд платежей, в том числе акциз на судовое топливо, используемое речным флотом. Но введение речного сбора не предусматривается. Но возникает вопрос — если останутся лишь портовые сборы, а платежи для речных перевозчиков будут отменены, хватит ли средств для надлежащего содержания рек, шлюзов и т.д.? В «Укрводпуть», который на сегодняшний день отвечает за содержание шлюзов и финансируется из госбюджета, уверяют, что хроническое недофинансирование предприятия и предаварийная стадия шлюзов неуклонно приближает страну к окончательной потере реки Днепр как транспортной артерии.
Но сторонников альтернативного законопроекта устроит даже если не будет принят ни 2475а, ни 2475а-3. Автор законопроекта 2475а-3 заявлял, что отрасли не требуется отдельный закон – мол, достаточно постановлениями правительства отменить плату за шлюзование и за разведение ферм железнодорожных мостов. Возможно, такая позиция объясняется тем, что даже при существующих платежах крупные компании имеют преимущество – благодаря собственному флоту, они не тратятся на более дорогой фрахт судов под иностранным флагом. А значит, могут предлагать фермерам более высокую цену при закупке зерна, нежели у конкурентов.
По словам Александра Урбанского, в то время как «министерский» законопроект делает более открытым доступ для мелких судовладельцев и грузовладельцев, принятие альтернативного законопроекта создаст крупным компаниям условия, в которых они смогут стать еще более конкурентными.
— Доходность фермерского хозяйства в центре Украины, которое может отправлять ежемесячно 10 тыс. тонн вниз по Днепру, не позволит ему идти на судостроительный завод и строить баржу, которая стоит миллион долларов. Даже если одну и построят, то этого не хватит для перемещения всего объема их зерна по реке — они будут вынуждены продавать его крупным компаниям-зернотрейдерам, – считает нардеп.
Все эти разбирательства имели как своих приверженцев, так и противников. Законопроекты «про речку» обсуждались последние три года и вызвали немалый ажиотаж. Однако после бурных дебатов Верховная Рада вернула на доработку в профильный комитет два конкурирующих законопроекта. «Министерский» поддержало 216 депутатов, а законопроект 2475а-3 – лишь 159, их отправили на подготовку к повторному первому чтению.
— Хочется быть оптимистом, но вполне вероятно, что в следующий раз их рассмотрят только через несколько месяцев. Если вообще в этом году до них «дойдут руки»: после того как 2475 был отправлен на доработку весной прошлого года, на повестку дня его поставили уже аж в декабре», – говорит директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. — Причем в марте прошлого года законопроект рассматривали под конец заседания, когда часть депутатов просто отсутствовала, и сейчас произошло то же самое. В тот раз принятию законопроекта не хватило 14 голосов, в этот – десяти из необходимых 226-ти.
Но Александр Урбанский более оптимистичен — несмотря на то, что голосование по законопроекту 2475а провалилось, уже сейчас разрабатывается схожий законопроект. В нем не будет фигурировать речной сбор, но госпредприятие «Укрводпуть» будет собирать платежи за «пользование рекой», а значит у него будут необходимые средства для углубления речных каналов и развития речной инфраструктуры. Парламентарий надеется, что в таком виде этот законопроект найдёт поддержку в сессионном зале.
По материалам издания «Цензор.НЕТ»
Напомним, ранее Александр Урбанский выступил один из авторов закона об упрощении получения лицензий малым винодельческим предприятиям.