Президент Благотворительного фонда «Придунавье» и народный депутат Украины VIII созыва Александр Урбанский прокомментировал законопроект № 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»:
На днях Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте».
Мне очень приятно видеть, что Министерство инфраструктуры уделяет внимание столь важной сфере, и вдвойне приятно, что оно взяло за основу законопроект, который в прошлом созыве разрабатывали мы с моими коллегами.
Это еще раз подтверждает, что мы были на правильном пути. Жаль, что тогда большинство моих коллег так и не решились принять столь нужный стране документ… Но время всё расставляет на свои места, и вот этот законопроект рассматривается уже новым созывом парламента.
Почему так важны речные грузоперевозки? Во-первых, они более дешевы и в то же время экологичны. Во-вторых, они позволят сохранить наши автомобильные дороги, поскольку одна баржа способна заменить собой 125 грузовиков! В-третьих, это решит проблему нехватки железнодорожных вагонов и локомотивов в «пиковые» периоды.
Но развитие внутренних водных путей – это не только перспективное направление развития транспортной отрасли нашей страны, но и одно из наших обязательств, согласно Соглашению об ассоциации с ЕС. Его выполнение позволит привлечь в страну иностранные инвестиции.
Итак, что же предполагает министерский законопроект?
Прежде всего, провести дерегуляцию отрасли. Для этого предлагается отменить взимание платы за прохождение шлюзов, разведение мостов, а также частично освободить суда внутреннего плавания от сборов в морских портах.
Также этот законопроект разрешит использовать речную инфраструктуру судам под иностранным флагом. Это очень важная и позитивная норма, поскольку судовладелец может завести судно в Украину, нанять украинский экипаж и оперировать им. То есть, топливо будет покупаться в Украине, налоги и акцизный сбор также будут платиться в Украине, а наша инфраструктура будет развиваться.
Создается Государственный фонд развития внутренних водных путей, который будет пополняться за счет акцизного налога на произведенное в Украине топливо, ввезенного топлива из-за рубежа, а также налоговых платежей от временно ввезенных в страну судов. За счет этого фонда будут финансироваться ремонт и охрана шлюзов, а также поддержание и, возможно, даже повышение пропускной способности рек.
Это повлечет за собой развитие судостроения в Украине (средний возраст речных судов в нашей стране – 30 лет), восстановление украинских предприятий и создание новых рабочих мест.
Немаловажно и то, что принятие этого законопроекта даст мощный толчок для развития водного пути Е-40 между Украиной и Польшей, ведь это водная артерия между Черным и Балтийским морем. Этот путь существовал еще при Советском Союзе, но сейчас вопрос о его «реанимировании» на отрезке Днепр-Висла вновь чрезвычайно актуален, поскольку открывает для Европы дополнительные возможности по перевозке своих импортных грузов. Министерство прогнозирует, что это повысит грузоперевозки на Днепре на 7 млн тонн. Мы в своих оценках были более осторожны, но все же – выгода от запуска этого пути очевидна.
Резюмируя, это очень важный законопроект, и мы не зря потратили много времени и сил для его разработки. Приятно, что эта работа не была напрасной и у нового парламента есть возможность сделать то, что не получилось у нас – собственно, принять его.
Впрочем, всё будет зависеть от того, какие изменения в него будут вноситься. Мы уже не раз видели примеры того, как некоторые правки меняют всю суть разрабатываемого документа, а на выходе получается нечто, что не улучшает, а наоборот – ухудшает ситуацию в отрасли.
И все же я надеюсь, что Министерство инфраструктуры сможет убедить парламентариев поддержать столь важный законопроект в нормальном виде.
Напомним, ранее Александр Урбанский рассказал о преимуществах законопроекта «О внутреннем водном транспорте», который он вместе с коллегами разрабатывал в предыдущем созыве парламента.