Украина всегда была лидером в портово-терминальной отрасли во всем Черноморском регионе. И хотя сегодня в украинских портах отмечается спад грузопотока и развития в целом, перспективы для успешного функционирования портовой отрасли есть.
Участник недавнего инвестиционного форума, народный депутат Александр Урбанский заявил, что порты нужно модернизировать, привлекая инвестиции от частных лиц: «Нельзя бояться частных инвестиций. Частные инвестиции – это двигатель прогресса в портовой отрасли», — сообщает пресс-служба нардепа.
И хотя сегодня в украинских портах отмечается спад грузопотока и развития в целом, перспективы для успешного функционирования портовой отрасли есть.
В Одессе 25 февраля прошел инвестиционный форум под названием «Ильичевский порт: инвестиционные возможности и вызовы». Главной целью форума была презентация инвестиционных площадок порта.
Александр Урбанский отметил, что, несмотря на прежнее лидерство Украины на Черном море, сейчас украинские порты переживают не лучшие времена. Однако выход из сложившейся ситуации существует.
Не нужно бояться реформ
Народный депутат говорит, что для полноценного развития Ильичевский порт нужно реформировать, привлекая частный капитал.
«Мы не должны бояться реформ. Мы не должны бояться развития партнерства государства с частным бизнесом. Частный инвестор в первую очередь придет, чтобы получать прибыль. Он будет стремиться привлекать грузопотоки, развивать свое загрузочное оборудование и внутреннюю терминальную инфраструктуру», — пояснил Александр Урбанский.
Почему частник эффективнее?
«Частные инвестиции – это двигатель прогресса в портовой отрасли. Частник будет стремиться к увеличению грузопотока, он будет переживать о том, каким образом обслуживается клиент и какой уровень сервиса ему предоставляется, как быстро грузят и отшвартовывают судна», — сказал народный депутат Александр Урбанский.
Государство обязано защищать инвесторов
Но в то же время инвесторов нужно защитить, и сделать это должно государство.
«Когда частный инвестор приходит в любой порт, он должен быть уверен, что его инвестиции будут в безопасности. Государство обязано сделать для этого все», — говорит народный депутат Александр Урбанский.
На практике это значит, что власти необходимо пересмотреть земельное законодательство, чтобы не было вопросов с отводом земли под то или иное строительство — будь то нефтеналивной комплекс, зерновой или иной терминал.
«Любой объект должен перейти в собственность инвестора, чтобы он чувствовал себя в безопасности», — сказал Александр Урбанский.
Также государство, помимо регулятивных мер, должно взять на себя ответственность за развитие инфраструктуры.
Руководству порта – больше полномочий
По словам народного депутата, привлечение частного капитала приведет к увеличению количества рабочих мест и размера зарплат, а также поможет наполнить местные бюджеты.
«Руководство любого порта должно иметь больше полномочий — например, в области взаимоотношений с частными инвесторами. Здесь, на местном уровне, им нужно предоставить возможность подписывать тот или иной документ, который позволяет привлекать в порт инвестиции. Не нужно эту бюрократизированную вертикаль поддерживать. Решение многих вопросов надо отдать на местный уровень», — отметил Александр Урбанский.
Позитивные изменения уже есть
По его словам, благодаря Министерству транспорта Украины уже есть позитивные изменения. Теперь время оформления судна, которое заходит в порт, занимает до десяти минут, — вместо нескольких часов.
«Сейчас все делается очень быстро и оперативно. Таким образом, мы увеличиваем приходную способность причала. Это очень большой плюс», — уточнил Александр Урбанский.
Также народный депутат акцентировал внимание на том, что дерегуляция по поводу инвестиционных проектов должна быть обоснованной.
«Дерегуляция должна быть, однако она обязана быть разумной. Мы не можем прийти, и, вынув шашку, начинать рубить налево и направо: это отменить и то отменить. Ведь необоснованная дерегуляция приведет к хаосу», — сказал народный депутат.
Директор порта: Это будет успешный пример
Директор Ильичевского морского торгового порта Сергей Крыжановский уверен, что порт станет успешным примером привлечения частных инвестиций. Также он рассчитывает на поддержку Министерства инфраструктуры и госадминистрации.
«Я с уверенностью хочу сказать: наш порт станет успешным примером государственно-частного партнерства. Для этого у нас есть все. Предприятие успешное. Доходы в бюджет составляют около одного миллиарда гривен. Чистая прибыль — свыше 500 миллионов гривен. Все это достигается трудом коллектива. А это 4300 человек. В настоящее время в нашем порту, в рамках государственно-частного партнерства, работают три стивидорных компании. И это только начало. Дальнейшее интенсивное развитие порта невозможно без привлечения частных инвестиций. В нашей стране имеется богатый позитивный опыт реформирования предприятий портовой отрасли, который был накоплен на протяжении многих лет. Я уверен, что он найдет свое применение в проектах, реализация которых начнется в этом году при поддержке Министерства инфраструктуры и Одесской областной государственной администрации», — подытожил Сергей Крыжановский.
Участники форума
В форуме приняли участие заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков, народный депутат Александр Урбанский, председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Андрей Амелин, начальник администрации морского порта Ильичевск Геннадий Скворцов, директор ГП «ИМТП» Сергей Крыжановский, а также представители инвесторов, заинтересованных в развитии государственно-частного партнерства и инвестициях в инфраструктуру морских портов.
Для справки. Через Ильичевский порт осуществляются связи со 100 странами мира
«Когда частный инвестор приходит в любой порт, он должен быть уверен, что его инвестиции будут в безопасности. Государство должно сделать для этого все», — народный депутат Александр Урбанский
Ильичевский морской торговый порт — современный международный высокомеханизированный универсальный транспортный узел, специализирующийся на перевалке генеральных, наливных, насыпных и навалочных грузов.
Порт занимает ключевое положение на стыке главных транспортных путей между Европой и Азией, Севером и Югом, Центральной и Восточной Европой, промышленно развитыми районами Украины, России, Казахстана и морскими коммуникациями, ведущими через Средиземное море в Атлантику и Индийский океан.
Через порт осуществляются международные связи Украины почти со 100 странами мира.
Важнейшей характеристикой Ильичевского порта является его универсальность. Специализированные терминалы порта с большим парком перегрузочной техники и грузозахватных приспособлений позволяют перегружать широкий диапазон грузов — генеральные, в т.ч. контейнеры и грузы, перевозимые судами «ро-ро», навалочные, наливные. В порту гибко реагируют на изменение условий внешней торговли, появление и развитие новых грузопотоков.
Порт работает 24 часа в сутки. Обеспечивает обработку судов всех флагов и типов, с максимальной посадкой до 14 м и грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Также Ильичевский порт предоставляет услуги по разработке технологии перегрузки уникальных крупногабаритных и тяжеловесных грузов массой до 400 тонн, с применением плавучих кранов.
Только в январе 2016 года Ильичевский порт обработал 1157,38 тыс. тонн различных грузов.
Источник: marionetki.net