Народный депутат VIII созыва и президент Благотворительного фонда «Придунавье» Александр Урбанский рассказал об изменении подхода Кабинета министров к формированию громад и о том, как это отразится на жизни Придунавья.
Неудовлетворившись достигнутыми результатами добровольного объединения городов и сел, Кабмин решил перейти к привычному для себя способу управления — ломанию всего и вся через колено. Сказать, что я удивлен? Нет — просто как-то обидно и неприятно…
Всё произошло весьма обыденно для нашей страны. Сначала дали инструменты и на ходу дописывали инструкцию, переодически коренным образом все в ней меняя. Затем включили манипуляции и шулерство, когда в новом финансовом году вдруг решили перебросить финансирование ПТУ и многих других учреждений на новосозданные громады, не предоставив ни соответствующего финансового ресурса, ни соразмерного источника пополнения бюджета. А потом начались игры с субвенциями и базой налогообложения местных советов — какие-то субвенции урезались, предпринимались попытки забрать налоги с местного уровня в Киев и т.д.
И, конечно же, на всех этапах отсутствовали прозрачность и ясность. Руководству городов и сел, да и самим гражданам, предлагали объединяться, но не предоставляли информации о дальнейших планах правительства: когда, что и как именно будет меняться. Разумеется, далеко не все руководители рискнули влазить в инициированные правительством непонятные аферы, предпочитая подождать пока все разъяснится. И их можно понять, ведь именно на их плечах в конечном счете лежит ответственность за благополучие громады и комфортность проживания в ней.
К тому же, с первых дней реформы различные силы прибегали к всевозможным манипуляциям и методам давления для создания удобной для себя конфигурации объединения, абсолютно не считаясь с мнением жителей этих населенных пунктов. Доходило до фальсификации документации, необходимой для объединения. Например, в облгосадминистрацию заходили документы о том, что в селе прошли общественные слушания, на которых жители дали «добро» объединению с другим селом. Потом они передавались в Одесский областной совет, и депутаты облсовета от этих сел приходили в состояние шока, поскольку никаких слушаний в селе в действительности не проводилось, а жители вообще хотели объединиться не с тем селом, которое указано в «документе». Такие случаи происходили не раз, и не два…
Еще сложнее продвигалось объединение громад в нашей многонациональной Бессарабии, где компактно проживают представители разных национальностей, и где вопрос какое село (а, соответственно, и чей представитель) станет главным приобретало несколько иной и весьма опасный окрас…
В итоге депутаты Одесского областного совета приняли, на мой взгляд, достаточно взвешенное решение — включать на объединение только те села, которые точно сами хотят объединиться и по документам которых нет замечаний. Это позволило избежать социального взрыва в крайне непростой обстановке.
Сейчас же Кабмин громогласно обвиняет депутатов, что они чуть ли не саботируют им реформу. При этом бревна в собственном глазу в правительстве, разумеется, не заметили. Но в этом тоже нет ничего нового, к сожалению…
Пожалуй, тут нужно внести некоторые пояснения — лично я двумя руками за проведение этой реформы и неоднократно публично об этом заявлял. Потому как идея укрупнения населенных пунктов и предоставления им более широких полномочий и соответствующих ресурсов, по моему глубокому убеждению, абсолютно правильна и даже безальтернативна. Но мнение людей, учитывая серьезность вопроса и отсутствие возможности выйти из состава объединения, если что-то пойдет не так, должно быть определяющим! Нельзя навязать людям свою волю, а потом уехать оставив людей наедине с возникшими проблемами.
Именно поэтому я со своей командой информировал руководство населенных пунктов моего избирательного округа о возможностях, предоставляемых добровольным объединением громад. Мы проводили соответствующие совещания для руководителей сел. Мы даже организовали поездку сельских глав в Балту, чтобы непосредственно ознакомить их с передовым опытом громады, в состав которой вошли все населенные пункты района, а также предоставить возможность самим задать интересующие вопросы своим коллегам, работающим в новых условиях.
Но ничего из этого не сподвигло жителей наших населенных пунктов к объединению. Они сказали свое слово, и я, в отличие от Кабмина, не считаю себя вправе давить на них, чтобы они его изменили.
Так что же теперь будет? Кабинет министров начнет принудительно объединять города и села, не считаясь с мнением их жителей и руководствуясь лишь своими нормативными показателями. В общем, эпоха добровольности закончилась. И это весьма печально, поскольку игнорирование позиции людей ни к чему хорошему не приведет.
Что же будет происходить с нашим регионом?
В Измаильском районе планируется создание единой громады с центром в Сафьянах, в которую войдут все населенные пункты района. Исключение составит город Измаил, который останется в нынешних границах и в состав ОТГ входить не будет.
Что касается Ренийского района, то здесь также хотят создать единую громаду с центром в г. Рени.
А вот в Болградском районе планируют создать три громады. К Болграду присоединятся близжайшие села Табаки, Кубей, Зализничное, Виноградовка и Владычень. В Городненскую ОТГ войдут Новые Трояны, Дмитровка и Александровка. А самая большая, третья ОТГ будет создана в составе Васильевки (центр), Банновки, Голицы, Виноградного, Ореховки, Калчева, Каракурта и Криничного.
Еще раз отмечу, что никто ни у кого мнения уже не спрашивает. И, таким образом, Кабмин берет на себя всю полноту ответственности (надеюсь, не безответственности) за будущее этих громад и их жителей. Хочется надеяться, что оно будет безоблачным!
Но некоторые моменты все же заставляют меня сильно в этом сомневаться.
Прежде всего, это продолжающиеся попытки правительства вести нечестную и непрозрачную игру. Кабмин планировал в 2019 году отобрать у местных бюджетов и замкнуть на Киев те немногие источники доходов, которые позволили нашим городам и селам впервые за многие десятилетия начать приводить свои громады в порядок: менять окна и двери на современные энергосберегающие, заняться утеплением бюджетных учреждений для уменьшения расходов на отопление, провести ремонты дорог и начать благоустройство территорий. И лишь благодаря принципиальной и настойчивой позиции моего брата Анатолия Урбанского с огромным трудом удалось убедить парламенсткое большинство отказаться от этой затеи, которая могла стать смертельной для местного самоуправления нашей страны.
А вот совсем недавно всплыла новая напасть — правительство решило под конец года отобрать у местных бюджетов субвенции на социально-экономическое развитие, то есть, деньги из госбюджета, которые специально предусмотрены на развитие территорий. Особо возмущает то, что многие населенные пункты в рамках субвенции уже начали проводить запланированные работы, а теперь эти деньги у них отбирают, и оставляют с большим долгом перед исполнителем работ.
Как в таких условиях можно говорить о какой-либо государственной политике в сфере децентрализации, которой так любят хвастаться наши чиновники, если на местах руководители не могут элементарно спланировать свою работу? И что же это за усиление местного самоуправления, когда у населенных пунктов отбирают последние источники дохода, но при этом не уменьшают возложенные на них расходы? Впрочем, вопросы, пожалуй, риторические…
Еще раз подчеркну — с самого начала реформы я заявил, что поддержу любое решение жителей об объединении. Только жители должны решать с кем и как они хотят объединяться, поскольку это их населенный пункт, их дом. И, как показало время, я был прав, поскольку вместо нормальной работы с объединившимися громадами правительство затеяло нечестную игру, на кону в которой благополучие и судьбы граждан.
Мы же всегда были и будем на стороне людей! Обещаю — мы приложим все усилия, чтобы и впредь защищать и отстаивать интересы граждан!
Напомним, ранее Александр Урбанский высказал свою позицию по поводу возможной продажи земли сельскохозяйственного назначения.