Народный депутат Украины Александр Урбанский в интервью рассказал о себе и своей работе, а также о ремонтах дорог и развитии транспортной сферы.
— Александр Игоревич, Вы – народный депутат Украины. Но до того как Вы стали им, у Вас, вероятно, было какое-то представление о работе в законодательном собрании страны. Совпало ли оно с тем, что есть на самом деле? И что из себя представляет работа народного депутата в округе?
— По поводу работы на округе ожидания абсолютно совпали. Еще до избрания народным депутатом мне были известны многие проблемы Придунавья, и наша команда пыталась их решать.
А вот что касается работы в Верховной Раде, то есть некоторое разочарование. Честно говоря, не мог предположить, что работа в парламенте будет настолько сложной. Да, многие – особенно популисты – любят говорить, что народные депутаты ничего не делают. Но на самом деле на депутате-мажоритарщике лежит огромная ответственность – мы должны уделять время и округу, и законотворчеству. Совместить это все в идеале невозможно. Приходится чем-то жертвовать – в первую очередь, личным свободным временем, которое можно было бы провести с семьей. Согласитесь, это нехорошо.
Но считал, считаю и буду считать, что выбор народного депутата именно по мажоритарному округу – это правильный подход, и нам не нужно менять выборное законодательство.
Потому что я как гражданин Украины всегда хотел бы видеть лицо человека, за которого я голосовал. Не какие-то списки, и даже не список всех потенциальных депутатов, которые могут пройти от той или иной партии, а конкретного человека – что он сделал, что делает, что хочет сделать и что он способен сделать. Потому что обещать – это одно, а делать – это другое.
— Каждый год вашей работы в округе проходит под каким-то знаком — дороги (международная М-15 Одесса-Рени и местные), водоснабжение. Вы начинаете проекты, которые реализуются не один год. Что в перспективе?
— Да, каждый год проходил под какой-то эгидой. Год 2017-й и особенно 2018-й проходили под эгидой утепления и энергосбережения. Цены на газ и уголь, к сожалению, растут. И мы должны подходить очень рачительно к вопросам энергосбережения и отопления.
Мы приняли программу утепления соцучреждений в пределах 143-го избирательного округа. И первыми ее действие ощутили села Измаильского района. Я рад сообщить, что к концу 2018 года в порядка 70% социальных учреждений района были заменены старые окна на энергосберегающие. А это детсады, школы и ФАПы. И программа продолжает свое действие.
О дорогах. Огромное спасибо Президенту, Премьер-министру и действующему Кабинету министров за то, что из государственного бюджета на многострадальную трассу М-15 были направлены колоссальные деньги.
Верховная Рада тоже внесла свою лепту – мы проголосовали за инициированный Президентом Украины законопроект «О таможенном эксперименте». Затем в 2017 году был проголосован Закон «О дорожном фонде», который позволяет акцизы от растаможки топлива направлять на строительство трасс государственного значения. И эти средства в совокупности позволили нам увидеть трассу М-15 Одесса — Рени в нынешнем состоянии. 12 февраля Петр Алексеевич приехал в Рени, чтобы открыть объездную дорогу, и это в какой-то мере ознаменовало завершение строительства трассы М-15.
Отмечу, что после создания Дорожного фонда были внесены изменения в действующее законодательство, позволившие за счет Дорожного фонда финансировать работы и на большей части дорог районного значения. Благодаря этой программе было выполнено мое последнее предвыборное обещание – капитальный ремонт дороги Броска — Новая Некрасовка, связывающей четыре села с Измаилом. Ее отремонтировали в прошлом году.
Это была больная тема и для меня, и для жителей Измаильского района. Надо отдать должное нынешнему губернатору, Кабмину и Президенту Украины Петру Алексеевичу Порошенко за то, что эта дорога была профинансирована в полном объеме.
А сейчас в моих планах капитальный ремонт дороги от села Каланчак до трассы Одесса — Рени (Каланчак – Измаил). В первые месяцы моей каденции мы начали ремонт до Старой Некрасовки. Потом дорожники дошли до Муравлевки и Камышовки, и эта дорога тоже отремонтирована. В 2017 году была сдана дорога Суворово — Першетравневое.
Так что для Измаильского района осталось сделать дорогу Каланчак — Измаил – все остальные села имеют хорошие дороги до М-15. Конечно, есть проблемы с подъездными дорогами от трассы до сел. Но мы не забываем и об этом вопросе.
Поэтому трудно сказать, что один год – под эгидой дорог, а другой – под другим знаком. У нас еще много проблемных тем и вопросов. К сожалению, пожары везде, и мы стараемся тушить самое наболевшее.
Думаю, что дороги и утепление объектов социальной сферы – это самые горячие вопросы. И мы, к счастью, завершим их в этом году.
Что касается Рени и Ренийского района, то в 2018 году мы полностью отремонтировали все (подчеркиваю – все!) школьные дворы, состояние которых было большой проблемой для Рени. Во время предвыборной кампании и уже депутатом часто посещал школы и видел, что в некоторых местах твердое покрытие вообще отсутствовало! А сейчас школьники Рени без проблем проводят линейки и праздники на благоустроенных школьных площадках.
— Помимо этого были различные работы в ДК, ФАПах…
— Не хочу хвастаться, но сделано много. Мы уделяем внимание всем сферам: спорту, молодежи, образованию, культуре и т.д..
Я назвал несколько самых горящих проблем. Без дорог нет никакого развития, а с удорожанием энергоресурсов надо было что-то делать в направлении энергосбережения и утепления, поскольку селам решать эти проблемы в рамках своего бюджета было невозможно.
Мы запустили программу энергосбережения, и она дала результат – там, где заменены окна, крыша и двери наблюдается до 45% экономии энергоресурсов.
То есть, мы понимаем, что если детсад находится на балансе сельсовета, который должен оплачивать тепло во время отопительного сезона, то экономия в 45% позволяет сельскому голове отремонтировать улицу или осветить ее, или же приобрести в ДК необходимое оборудование. Да, многих мы уже обеспечили необходимым, но потребности неиссякаемы: если не оборудование, то костюмы или сцена, или стулья, или еще что…
— И о глобальных проблемах: водоснабжение, лесополосы, берегоукрепление – есть ли они в планах на будущее?
— Если честно, то я не вижу как мой статус народного депутата может помочь решить проблему лесополос. Ведь это не касается финансирования – это подход местных жителей.
Почему пропадают лесополосы? Потому что топить углем дорого, и жители близлежащих сел пилят лесополосы на зиму на дрова. Мы говорили с общественниками-экологами, которые подходят к этому вопросу с большим трепетом, поскольку понимают чем грозит полное уничтожение лесополос. Постановить на законодательном уровне «не вырубать лесополосы» – глупо, ведь эта норма уже есть в экологическом законодательстве. Более того – это административно наказуемое деяние (спилить дерево по собственному желанию).
Увеличить систему и размер штрафов? Не вижу, что это сильно действует – больше похоже на популизм. А на популизм я тратить время не хочу.
Помогаю и готов и дальше помогать местному самоуправлению и общественникам, которые занимаются этим вопросом. Например, были организованы дружины (и Благотоворительный фонд Урбанского «Придунавье» помогал им), которые ездили, контролируя не только общественный порядок, но и предупреждая самовольный распил деревьев.
— Тогда еще вопрос по дорогам. Тема платных дорог – то, что очень волнует народ. Да, мы помним М-15 до ремонта и видим ее сейчас. Насколько реально появление в регионе платных дорог?
— Закон о так называемых платных дорогах называется «О концессионных дорогах» – у нас сейчас есть возможность брать дороги в концессию. Я являюсь автором данного законопроекта и готов успокоить жителей Придунавья и других регионов Украины – у нас платные дороги внезапно не появятся.
В Законе ясно и четко прописаны критерии, по которым дорога может считаться концессионной. Ни одна существующая дорога (подчеркиваю – ни одна!) не может вдруг стать платной или концессионной.
Если дорога существует, она построена, — она остается в общественном пользовании. Она может стать концессионной только в одном случае – когда сделают существенные капитальные изменения. К примеру, если у нас две полосы движения, и концессионер делает дополнительные две полосы в каждом направлении, тогда это будет считаться существенными изменениями, и эту дорогу можно будет передать в концессию.
Но готов заверить, что трасса М-15 не станет концессионной. Мы все (слава Богу, и в Киеве!) понимаем ее значение для Придунавья. И это – одна из причин, почему такие большие деньги были потрачены на ее восстановление.
Не исключаю, что когда-нибудь построят мост через Белгород-Днестровский лиман, и он вполне может быть концессионным. Будет выбор: мы едем либо через Паланку и Монаши, либо по концессионному мосту. Не исключаю также, что это направление будет интересным для инвестирования, и появится концессионер, который построит параллельную дорогу.
Это может быть.
После принятия законопроекта и вступления его в силу Кабинет министров и профильные министерства разрабатывают совместный план о направлениях концессионных дорог.
Идет изучение пассажиро- и грузопотока по тем или иным направлениям. И уже Кабмин принимает список и перечень направлений, где могут быть построены концессионные дороги. После его обнародования инвесторы будут обращаться в Кабмин со своими предложениями. Они предоставят свои технико-экономические обоснования, и Кабинет министров будет устанавливать размер концессионной платы.
В конечном итоге после истечения концессионного срока эти дороги перейдут в собственность государства, которое в любом случае будет собственником объекта – независимо от того, кто и на чьи средства строил эту дорогу.
Повторю – М-15 в ближайшем будущем не станет платной дорогой. Она не может перейти в частные руки.
— Вы – профессионал морской отрасли. Придунавье – край моряков, портовиков. В связи с этим вопрос. С одной стороны, есть старый морской флот. С другой — морских кадров у нас куется много, но большая их часть идет работать заграницу. Во многом потому, что тут нет флота. Когда будет строится новый флот и что с соцзащищенностью моряков-подфлажников?
— Новый флот появится тогда, когда появится потребность в нем, а это – грузопотоки, которые будут возить новым флотом.
Когда наши моряки будут работать не там, а тут? Когда они захотят работать за эти заработные платы. Третье – вопрос соцзащиты и гарантий очень глубокий. Мы понимаем, почему такие социальные гарантии и социальная защита есть у моряков в европейских странах. Потому что моряк платит налоги в стране проживания. У нас, к сожалению, моряки уплачивают налогов – ноль. И когда они станут пенсионерами, то будет минимальное пенсионное обеспечение. Поэтому надо, чтобы они пополняли пенсионный фонд, а для этого, прежде всего, нужно желание самих моряков.
Вернусь к новому флоту. Для него нужно иметь грузопоток, который обеспечит амортизацию флота.
У нас в стране осталась одна госкомпания «УДП», ориентированная на перевозку груза по Дунаю. У УДП нет средств закладывать каждый год новые баржи, но при прежнем руководителе флот был укрупнен.
Да, сейчас в УДП много неактуального флота: старого, низкорентабельного. И УДП становится трудно конкурировать на рынке дунайских перевозок, потому что развиваются Румыния, Молдавия, Болгария. Страны Дунайского региона имеют хороший флот, чтобы предоставлять те или иные услуги по перевозке и быть конкурентно намного привлекательнее, чем УДП.
УДП нужно не увеличивать количество флота. Я выступал и выступаю за то, что многие плавсредства нужно списать, а высвобожденные средства инвестировать в строительство новых буксиров и барж. Буксиров более мелко сидящих (потому что у нас очень нестабильна ситуация по реке – мы видим какие перепады с уровнями!) — с менее прожорливыми двигателями. И это будет способно привести УДП на ступеньку выше в плане актуальности флота и конкурентоспособности.
Что касается моряков Одесской области и Измаила как кузницы морских кадров. Мы понимаем, что люди стремятся работать там, где за свой труд получат больше вознаграждения.
Это не отток – наши моряки не уезжают, а работают под флагами других государств.
Есть и другая сторона у этой ситуации – я горжусь тем, что наши моряки находят себе работу под разными флагами в разных иностранных компаниях и зарабатывают достойные зарплаты, сравнимые с тем, что получают европейские моряки. Это говорит об их высоком профессиональном уровне!
— Единственная в Украине государственная судоходная компания — УДП не раз страдала от недостаточного внимания государства. Югославские события, взаимоотношения Украины и Румынии в связи с ГСХ Дунай-Черное море, да и сам судовой ход, оставшийся, по сути, внутренним судовым ходом… Можно ли говорить, что Дунайское направление морских перевозок Украине неинтересно? Чаще звучит сегодня Днепр…
— Говорят о Днепре, потому что нам нужно использовать свои внутренние водные пути. И очень много внимания приковано к Днепру – в основном, законопроектом «О внутреннем водном транспорте».
Это не значит, что только Днепр сегодня углубляется или только там ведется берегоукрепление. Ко всем рекам есть равнозначный подход и внимание.
Днепр – самая большая внутренняя водная артерия, которая способна перевозить очень большое количество грузов, сняв их с авто- и железнодорожного транспорта. Соответственно, эти дороги будут меньше износиться и на их содержание нужно будет выделять меньше средств. И здесь значение Днепра не надо преуменьшать!
Что касается непосредственно Дуная, то да, я соглашусь, если посмотреть непосредственно историю независимости Украины, то она идет волнами – в зависимости от того, какой министр в том или ином периоде был у руководства Минтранса.
Когда мой отец был заместителем министра транспорта, он уделял больше внимание дунайскому направлению. Как народный депутат я тоже уделяю немало внимания и по просьбам руководства Ренийского и Измаильского портов лоббировал интересы по углублению акваторий дунайских портов. И у нас работал украинский земснаряд в гирле – поддерживал там проходные глубины.
Нашему направлению уделяется внимание и профильным комитетом парламента, и Министерством инфраструктуры. Во время приезда Президента Украины в Болград был презентован проект строительства моста через Дунай.
Но все остальное – это межправительственные взаимоотношения и внешняя политика государства. Усилиями одного депутата и даже Верховной Рады это не осилить. А внешняя политика кто бы что не говорил – это искусство компромиссов: где-то надо снизить давление, чтобы где-то его увеличить.
Уверен и хочу заверить, что интерес и внимание к Придунавью никуда не пропадает, просто есть разные временные рамки, когда это внимание можно так или иначе проявить.
— О детских площадках: есть мнение, что это пиар. Как и проведение различных конкурсов, фестивалей, турниров. Зачем Вы их учреждаете, проводите и открываете?
— Потому что я обещал избирателям, что у нас это будут не разовые акции, и что мы будем уделять внимание детям. Мы прекрасно понимаем, что спортивные и игровые площадки дают возможность детям развиваться. Пусть дети занимаются спортом, привыкают к детским и спортивным площадкам, вырастая, идут в секции и кружки.
Спортивные праздники и площадки должны быть независимо от того проходят сейчас выборы или нет. Любой глава сельсовета, любой мажоритарщик, мэр, председатель райсовета и райгосадминистрации должен уделять этому внимание. Рад, что есть понимание с городским головой Измаила Андреем Вячеславовичем Абрамченко, руководителями сел, райсоветов, администраций – и мы пошагово эту работу выполняем.
— Хорошо когда меценаты поддерживают спорт. Еще бы добавить внимания со стороны государства… Когда финансирование спорта и физкультуры будет на «троечку»?
— На «троечку» оно уже сейчас – финансирование спорта за последние несколько лет было увеличено. Да, мы понимаем и видим, что оно не увеличилось до каких-то огромных объемов, и его все равно недостаточно. Но мне легче сказать когда мы отремонтируем дороги в регионе, чем когда финансирование будет достаточным. Но шаги в этом направлении предпринимаются.
Не хочу быть циничным, но у нас очень много проблем в социальной сфере. И если мы сейчас будем говорить, что все усилия положим на спорт, возникнут вопросы у медиков, учителей, военнослужащих, пенсионеров, других бюджетников.
У нас было увеличение минимальных зарплат и пенсий. Определенные улучшения в социальной сфере есть, но спорт, культура, образование получают поддержку по чуть-чуть, постепенно.
Мы – молодое государство, и чтобы у нас было все замечательно, надо чтобы у нас были запасы углеводородов такие как, минимум, в Абу-Даби. Тогда у нас будут хорошие изменения – и быстро. Пока же мы к этому идем поэтапно.
Об этом надо говорить. И нужно выбирать тех народных депутатов, которые переживают и понимают важность происходящих изменений. И они будут. Но не быстрыми, а монотонными.
Хотелось бы радостно сообщить, что мы все очень скоро достигнем огромных высот и должного уровня финансирования. Но, к сожалению, нет. Но поэтапно финансирование будет увеличиваться.
— Здравоохранение. Строятся здания и насыщаются оборудованием. Однако нужны люди. Есть проект обеспечения молодых медиков жильем. Но есть проблема доверия пациента и врача. Возможно ли то, что прошло во властных структурах как люстрация? Момент соответствия этическому кодексу работающих специалистов? Или их, медиков, и так не хватает?
— Поработав уже во властных структурах, не могу сказать, что по прошествии этих лет являюсь таким же большим сторонником идеи люстрации, как в 2014 году.
К сожалению, многие специалисты были уволены, потому что работали там-то и там-то. Но нужно подходить персонально и профессионально. Особенно, что касается МВД – люстрация нанесла большой урон самой структуре правоохранительных органов. Да, есть реформа новой полиции, но ведь патрульная полиция – это не вся полиция. Есть следственные мероприятия и есть следователи, которые остались за бортом. И сейчас это – огромная проблема!
…Люстрация в медицинской сфере – это доверие пациента. Медицинская реформа вступила в силу и все пациенты должны выбрать себе врача. Если с врачом заключено ноль договоров, он должен сам решать, что делать: понижаться в должности, идти к хорошему врачу набираться опыта или менять род деятельности. Это – самая действенная люстрация.
— Вы перед выборами говорили, что Вы — студент. Как обстоят дела?
— Все так же – продолжаю учиться. К сожалению, нет времени закончить свое последнее образование (уже третье). Надеюсь, при смене наших созывов будет переменка и появится возможность закончить его.
— Среди тех законопроектов, которые вы разработали и которые приняты, какой самый значимый для Придунавья?
— Это 7315-а «О таможенном эксперименте» для М-15 и «О Дорожном фонде» для дорог местного значения. В стране появились деньги, которые не могут быть потрачены никуда, кроме как на дорожную отрасль.
И мы видим эффект – мы видим дороги, которые строятся. И видим не только тут, в Придунавье – работы идут по всей Украине: восстанавливаются крупные магистрали и строятся новые, которые связывают областные центры.
— Три ваши главные победы, проблемы и задачи?
— Проблемы – то, что у меня просили избиратели. Зачастую это окна и дороги. С этим мы справились на ура. С вопросом утепления и энергосбережения – тоже. Считаю, что командно мы справились с вопросом развития города Измаила.
Все помнят 2010 год, когда Андрей Вячеславович Абрамченко впервые стал мэром. И все увидели, сколько всего было сделано за первую каденцию благодаря командной работе.
Наверное, именно поэтому жители города практически единогласно поддержали его на второй срок (результат 94,5% голосов!), поддержали моего брата на выборах в облсовет и меня – в Верховную Раду.
Правильно выстроенная вертикаль и такая команда – это самая главная победа. Не только моя, но и каждого члена нашей команды, каждого гражданина, поддержавшего нас своим голосом.
И наша задача – не останавливаться. Нам предстоит еще многое сделать. Как только закончим с дорожной отраслью – переключимся на другие проблемы.
Пока в планах на ближайшее будущее – энергосбережение и утепление. И, конечно же, развитие города Измаила – столицы нашего Придунавья. Жемчужина уже есть. Теперь надо работать над ее огранкой. Уверен, что совместными усилиями мы сможем этого добиться.
Напомним, ранее народный депутат Александр Урбанский рассказал о необходимых законах для развития морской отрасли Украины.