Украине стоит вспомнить о том, что грузы можно успешно перевозить не только по суше, но и по воде. Развитие водного транспорта поможет снизить нагрузку на автодороги и увеличит наполнение бюджетов всех уровней. А восстановление некогда активно используемых, а нынче заброшенных водных путей будет означать для нашей страны открытие своего рода «ворот в Европу» и позволит наладить эффективные торговые отношения со многими европейскими странами. Об этом заявляет народный депутат от Придунавья Александр Урбанский – соавтор нескольких законопроектов, касающихся транспорта, в том числе водного.
Грузоперевозки по Днепру возрастут в пять раз
На прошлой сессии Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №2712 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)». Этот законопроект является дополнением к основному законопроекту о внутреннем водном транспорте.
Что же он даст жителям страны?
— Это позволит открыть реки, в первую очередь — Днепр, да и вообще все наши внутренние водные пути. Грузопоток на них увеличится. Это, в свою очередь, положительно скажется на состоянии наших дорог. Например, зерновозы сейчас ездят с большим перегрузом, и сколько бы мы не ремонтировали дороги, они все равно будут разрушаться, потому что по нашим нормам строительства они не рассчитаны на груз более 40 тонн. Значит, первое, что мы увидим – это разгрузку украинских дорог от тяжелого транспорта, — объясняет член транспортного комитета, глава подкомитета ВР по вопросам морского и речного транспорта Александр Урбанский.
В связи с принятием законопроекта ожидается значительное увеличение грузопотока. Нардеп называет конкретные цифры:
— Сейчас по Днепру перевозится порядка пяти миллионов тонн грузов в год, а в начале 90-х годов эта цифра составляла 60 миллионов тонн. Падение в 12 раз — это очень существенно. Благодаря изменениям в законодательстве мы в ближайшее время сможем увеличить грузоперевозки до 25 миллионов тонн. Еще один плюс: станут дешевле пассажирские перевозки.
Урбанский подчеркивает: чем больше будет грузопоток на водном транспорте, тем больше будет и наполнение местных бюджетов. Это положительно скажется на развитии инфраструктуры. А если развивается инфраструктура, значит, создаются рабочие места, появляются дополнительные бизнесы. Это приведет и к увеличению доходов госбюджета.
Собственный флот и суда под иностранным флагом
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «внесение изменения в статью 131 Кодекса предусматривает предоставление права судам под иностранным флагом осуществлять каботажные перевозки без получения отдельного разрешения Министерства инфраструктуры Украины». Александр Урбанский разъясняет, что даст принятие этой нормы.
— Флот под иностранным флагом будет привлекаться на условиях бербоут-чартера (это договор фрахтования, по которому судовладелец сдает фрахтователю судно без экипажа в аренду). Им будут оперировать либо представительства иностранных компаний, зарегистрированных в Украине, либо вновь созданные украинские предприятия, которые будут принимать на себя фрахт. Соответственно все налоги будут оседать в местных бюджетах и госбюджете. Здесь нет никакой угрозы потери налогов, уходов в офшоры, схема делается максимально прозрачной, — рассказывает парламентарий.
В то же время необходимо всячески способствовать обновлению и развитию собственного флота.
— Весь флот, который сейчас существует на Дунае, Днепре, серьезно устарел. Баржи, суда находятся в плохом техническом состоянии, не соответствуют нормам перевозок. Самое главное — они уже не той вместимости, которая нужна. Сейчас партии укрупняются для того, чтобы уменьшить стоимость перевозки. Поэтому все существующие ныне баржи и суда должны быть либо модернизированы, либо списаны. Нужно или построить новый флот, или привлечь другой, более качественный и современный, — заявляет Александр Урбанский.
К великому сожалению, такой флот есть лишь за границей. Поэтому, по мнению Урбанского, в Украине нужно стимулировать развитие грузоперевозок, показать нашему бизнесу, что у него есть возможность осуществлять перевозки водным путем.
— Бизнесмены должны увидеть, что можно уменьшать перевозки автомобильным или железнодорожным транспортом — они могут начинать строить терминалы вдоль реки, им будет чем перевозить грузы. Потому что сейчас нельзя грузовладельцев, трейдеров заставить построить терминал на речке, не дав им возможности потом этот груз переместить, — заключает депутат.
Международный водный коридор – «ворота в Европу»
Тему водного транспорта нардеп активно продвигает и на международном уровне – он выступает с докладами на международных конференциях по поводу необходимости открытия «торговых ворот» из Украины в Европу. Но чтобы разговор был предметным, нужно иметь на руках весомые аргументы. По его мнению, одним из таких аргументов может стать восстановление международного водного коридора Е-40.
— Мы имеем уникальное географическое положение, которым не пользуемся в должной мере. Уровень транзита через территорию нашей страны стремится к нулю. Но дав стимул к развитию наших рек, мы сможем говорить о восстановлении международных коридоров. В Советском Союзе существовал такой коридор, он назывался Е-40 и соединял устье Днепра с польским портом Гданьск. Проходил Е-40 (проходит и сейчас, но не функционирует) через территорию Беларуси, и уже на отрезке между Днепром и Вислой на территории Беларуси там отсутствует правильное навигационное оборудование. То есть нужно все это восстанавливать, углублять фарватер, — говорит Александр Урбанский.
Наша страна должна быть заинтересована в скорейшем восстановлении водного коридора Е-40, ведь, по расчетам экспертов, грузопоток, который может быть перемещен по нему через территорию Украины в Польшу, то есть из одних портов в другие, составит порядка четырех миллионов тонн. Принятие закона «О внутреннем водном транспорте» будет способствовать началу работ — в частности, по углублению фарватера Днепра.
— Принятие закона, конечно, не означает мгновенного открытия коридора, но это нам поможет быть более уверенными в себе и иметь на переговорах уже весомые аргументы. Нужно показать нашим международным партнерам, что мы принимаем меры для развития реки, чтобы они со своей стороны предпринимали такие же шаги. Тогда, я считаю, не будет уже никаких преград для восстановления этого коридора. Европа и сейчас заинтересована в сотрудничестве, но так она получит своего рода сигнал, что мы готовы двигаться в данном направлении и предлагаем им тоже думать над этим вопросом. Конечно, нужно создать межправительственные комиссии, выработать единую стратегию, но кто-то должен сделать первый шаг. Я думаю, что если мы примем этот закон, это будет хороший первый шаг для того, чтобы убедить наших партнеров в том, что мы готовы и можно начинать, — убежден глава подкомитета ВР по вопросам морского и речного транспорта.
Реальный шаг к улучшению качества дорог
Еще один успешно реализованный проект, за который выступал нардеп от Придунавья — создание Государственного дорожного фонда. Наличие подобного фонда призвано в корне изменить ситуацию с ремонтом многострадальных украинских дорог.
— Эта ситуация уже меняется. Спецфонд был создан для того, чтобы непосредственно у министерства транспорта и Укравтодора была возможность контролировать и распределять средства, которые будут потрачены исключительно на ремонт дорог. Генеральная политика Кабмина и вообще правящей коалиции состоит в том, что мы должны развивать дорожное строительство, ремонт дорог. Ведь без дорог нет транзита, без транзита нет никаких отчислений, пополнения бюджета. Все понимают: нет дорог — нет торговли, и, учитывая удачное географическое положение Украины, дороги развивать крайне важно. Поэтому группой народных депутатов, в которую также вхожу я, был разработан закон о создании Государственного дорожного фонда, он вступит в силу с января 2018 года. Это даст возможность дополнительно аккумулировать средства, которые потом уже не имеют права тратить ни на что, кроме ремонта, строительства и развития автомобильных дорог, — разъясняет парламентарий.
Кроме того, он выступает сейчас с инициативой создания закона о так называемой виньете — сборе за транзит легкового и грузового транспорта по дорогам Украины.