Народный депутат Украины Александр Урбанский зарегистрировал законопроект, которым предлагает разрешить сброс изолированного балласта без проведения химического анализа.
Химический анализа балластных вод экологи проводят при заходе судна в территориальное море Украины.
Народный депутат Украины Александр Урбанский предлагает добавить в Водный кодекс Украины термины «балластные воды», «грязный балласт», «чистый балласт» и «изолированный балласт».
«Изолированный балласт» — это забортная вода, которая принимается в специальный танк судна, который полностью отделен от грузовой и топливной системы судна и предназначен только для перевозки водного балласта.
Законопроект разрешает сброс изолированного балласта без ограничений (химического анализа) в случае его замены при заходе судна в территориальное море. «Сброс изолированного балласта в морских портах при условии замены его соответственно законодательству, а также балластной воды, принятой в очищенный трюм сухогрузного судна, не запрещается», — говорится в законопроекте.
Александр Урбанский предлагает проводить химический анализ воды изолированного балласта только при выявлении зримых плавучих частиц, видимых частиц нефти или нефтесодержащих веществ в районе сброса, факт которого подтвержден документально. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предложенные правки приведут украинское законодательство в соответствии с нормами Международной конвенции по предотвращению загрязнения судами 1973 года (МАРПОЛ 73/78).
В Федерации работодателей транспорта (ФРТУ) законопроект поддержали, отметив, что практически во всем мире, кроме Украины и некоторых африканских стран, изолированный балласт не подлежит контролю и его сброс при заходе судна в порт осуществляется без ограничений.
«Проект закона приводит национальное законодательство, которое регулирует экологический контроль в пунктах пропуска через границу в портах, в соответствие с международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 и европейскими директивами. Именно противоречивость системы экоконтроля судов международным стандартам, в частности, запрет на сброс изолированного балласта без его химического анализа приводит к простоям судов, колоссальным убыткам судовладельцев, создает почву для коррупции, упрочняет репутацию Украины, как одной из наиболее коррумпированных стран в мире, и снижает конкурентоспособность украинских портов«, — отмечают в ФРТУ.
В ФРТУ подчеркивают, что этот законопроект — возможность на законодательном уровне «перестроить» систему экоконтроля судов, как и режим их пребывания в украинских портах, под европейские и мировые требования и попрощаться с коррупцией.
«Его принятие позволит раз и навсегда поставить «точку» в опостылевшем для работодателей вопросе с так называемым изолированным балластом и устранит возможность двоякого толкования законодательных норм экоинспекторами«, — сообщили в ФРТУ.
За отмену тотального контроля вод изолированного балласта неоднократно выступали ФРТУ, Американская торговая палата в Украине (ACC) и Европейская бизнес-ассоциация. Так, ACC провела несколько заседаний Рабочей группы по морским портам, где обсуждалась процедура контроля вод изолированного балласта и ее соответствие международной практике, а также обращалась в правительство с изложением собственной позиции.
О том, что изменения в экологических правилах необходимы, участники рынка говорят уже давно. Отличие украинского законодательства от международного стало причиной конфликтов между украинскими экологами и операторами морского бизнеса. Последние неоднократно отмечали, что система экологического контроля в украинских портах крайне непрозрачна, не соответствует мировой практике и создает условия для коррупционных схем.
Напомним, ранее Александр Урбанский обратился в Министерство инфраструктуры для возвращения электрички Одесса — Измаил.