Close

Так заботиться о природе не нужно! (статья Вечерней Одессы)

«Круглый стол» на тему «Экологический контроль судов в морских портах: памятка бизнесу» в Одессе, прошел в «Морской галерее» морвокзала. Организатором мероприятия выступила Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ).

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  • как выполняются решения Госпредпринимательства по отмене судовой декларации и химического контроля воды изолированного балласта?
  • насколько правомерны действия экологических инспекторов при осуществлении экологического контроля судов и грузов в портах?
  • какими могут быть юридические рекомендации агентам и капитанам судов, если от них требуют предоставить судовую экодекларацию и осуществить химический анализ воды изолированного балласта?
  • что можно предложить для изменения действующей системы экологического контроля судов и грузов в портах для адаптации ее к международным требованиям и устранения коррупции?

В обмене мнениями приняли участие судовладельцы, представители агентских компаний, руководство госпредприятия «Администрация морских портов Украины», начальники и капитаны портов, юристы, общественники.

Подробно о дискуссии рассказывать не будем, так как совсем недавно, 28 октября и 16 декабря, газета рассказывала о проблеме, с которой все, кто так или иначе связан с грузовыми перевозками морем, сталкивается уже не первый год. Напомним, в чем суть вопроса.

От каждого судна, которое заходит в украинский порт, служба экологического контроля, ссылаясь на нормы действующего украинского законодательства, требует заполнить судовую экодекларацию. Также проводится отбор проб изолированного балласта для его химического анализа. Данные требования являются незаконными, так как не отвечают нормам международного морского законодательства. В частности, Конвенции МАРПОЛ 73/78 и Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 1965 года. Оба документа ратифицированы Верховной Радой Украины.

Как отмечали участники «круглого стола», требование о предоставлении экологической декларации является абсурдным. Ведь все операции с балластными водами, которые производит судно, отмечаются в судовом журнале. Зачем плодить дублирующие документы?

Что же касается желания экологического инспектора брать пробы балласта для последующего химического анализа, то специалисты указывают на то, что все клинкеты (морской запорный клапан в виде задвижки), через которые возможен сброс загрязняющих веществ с судна, пломбируются судовой администрацией совместно с инспектором портового надзора с составлением соответствующего акта. Изолированный балласт — это чистая забортная вода, которая используется исключительно для сохранения прочностных и мореходных характеристик судна, ею заполняют специальные емкости (танки), которые не соприкасаются с судовыми системами и имеют автономную систему выкачки. Таким образом, проводить химанализ балластных вод — если опираться на здравый смысл — не имеет никакого резона.

Участвовавшая в заседании «круглого стола» эксперт проекта ЕС «Поддержка имплементации транспортной стратегии Украины» Ольга Сенюк подтвердила, что в директивах Евросоюза отсутствуют требования о судовой экодекларации и химическом контроле воды изолированного балласта.

Однако экологов, работающих в украинских портах, это не смущает. Установив нормативы к балласту по ряду химических элементов строже, чем к питьевой воде, они изобрели этакий «вечный двигатель» по коррупционному отъему денег от каждого судна, заходящего в наши морские торговые гавани. Судовладельцы, грузовладельцы, компании-агенты оказались перед выбором. Молча платить или сопротивляться.

До недавнего «движение сопротивления» носило неорганизованный порядок. Тот, кто решал сопротивляться незаконным требованиям экологов, боролся в одиночку. Как рассказал в ходе заседания «круглого стола» руководитель группы компаний «Трансшип» Андрей Иванов, за поиском правды он прошел все круги правоохранительной и судебной систем. И когда убедился, что в частном порядке справедливости не добьешься, ибо зачастую конкретные милиционеры, прокуроры и судьи оказывались заодно с экологами, пришел к выводу: незаконность действий «защитников природы» необходимо зафиксировать на законодательном уровне.

Первый шаг в этом направлении был сделан Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства. Она приняла решения № 29 и № 34, которыми приводила деятельность экологических служб в морских портах в соответствие с нормами европейского законодательства. Экологи отреагировали своеобразно. К примеру, в порту «Южный» экологическую декларацию требовать перестали. А вот брать пробы балласта для химанализа с последующим предложением дать взятку пытались. Пока, наконец, соответствующие службы не задержали на борту судна эколога и представителя агентской компании в момент передачи денег. В Николаевском порту экодекларации не требуют. И пробы балласта не берут. А в Херсоне декларацию заполнять нужно. В Белгород-Днестровском же порту по-прежнему осуществляют химический анализ балластной воды. Участники «круглого стола» поделились информацией о том, какая должна быть взятка экологу, чтобы получить разрешение на беспрепятственный сброс изолированного балласта.

В общем, как отметили собравшиеся в «Морской галерее», в одиночку систему не сломаешь. Поэтому такие большие надежды связываются сегодня с законопроектом № 1504 от 17.12.2014 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно изолированного балласта)», который внес народный депутат Александр Урбанский, избранный в Верховную Раду по мажоритарному округу от Измаила. 

Предлагается конкретизировать положения Водного кодекса и Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», в частности, ввести понятие балластных вод, а также чистого, грязного, изолированного балластов. Законопроект Александра Урбанского предусматривает беспрепятственный сброс изолированного балласта в случае его замены при заходе судна в территориальные воды. Химический анализ такой воды предусмотрен только при выявлении зримых плавучих частиц, видимых частиц нефти или нефтесодержащих веществ в районе сброса, факт которого подтвержден документально.

Участники заседания «круглого стола» выразили надежду, что парламентарии не будут тянуть с рассмотрением вышеназванного законопроекта. Ну, а пока суд да дело, актив морской общественности страны совместно с Федерацией работодателей транспорта Украины принял обращение к руководству страны в лице Президента, Премьер-министра, руководителей высших органов государственной власти, СБУ и Генеральной прокуратуры с просьбой урезонить службу экологического контроля в морских торговых портах. Также участники дискуссии за «круглым столом» получили разработанную ФРТУ памятку, в которой содержатся практические рекомендации по противодействию возможным коррупционным действиям во время экологического контроля судов.

30.12.2014

Источник — газета «Вечерняя Одесса»

Автор — Олег Суслов

0 Comments

Comments are closed