Close
Как законопроект №2475а может изменить ситуацию в сфере внутреннего водного транспорта

Как законопроект №2475а может изменить ситуацию в сфере внутреннего водного транспорта

На сайте одного из центральных изданий появился материал с анализом развития перевозок на внутренних водных путях. Комментарии Александра Урбанского наглядно демонстрируют преимущества концепции, заложенной в законопроекте №2475а «О внутреннем водном транспорте», для всей речной отрасли.

В Верховной Раде наблюдается противостояние вокруг принятия законов о развитии перевозок на внутренних водных путях. Речь идет о законопроекте №2475а «О внутреннем водном транспорте», который недавно рассматривал парламент и который предусматривает создание благоприятных условий для допуска на украинские реки судов под иностранным флагом. Этот законопроект, подготовленный около трех лет назад и существенно доработанный в 2017-м году, поддерживает Мининфраструктуры и такие крупные игроки, как «Укрречфлот», «Бунге Украина», Cargill, COFCO Agri, «Гермес-Трейдинг», и др. Недавно они подтвердили это на встрече с чиновниками МИУ и депутатами.

Однако существуют сторонники альтернативного законопроекта №2475а-3, принципиально отличающийся от «министерского».

Законопроект №2475а отменяет ряд существующих платежей (за прохождение шлюзов, разведение мостов и т.д.) и вводит один целевой речной сбор, который разрешает работать в каботаже судам под иностранным флагом.

народный депутат Украины, нардеп, Александр Урбанский, Урбанский Александр Игоревич, законопроект 2475а, законопроект Александра Урбанского, вутренний водный транспорт, дерегуляция речных грузоперевозок, народний депутат України, Олександр Урбанський, Урбанський Олександр Ігорович, законопроект Олександра Урбанського, вутрішній водний транспорт, дерегуляція річкових грузоперевезень

«Иностранным судам разрешается работать в каботаже сроком до пяти лет с обязательной регистрацией компании, управляющей судном, в Украине. Это значит, что ты по бербоуту (фрахт без экипажа – ред.) можешь завести судно в Украину и здесь им оперировать», – уточняет один из авторов 2475а Александр Урбанский. И сравнивает это с выдачей временного украинского флага. «Это значит, что экипажи должны быть украинские, налоги будут платиться в Украине. Топливо будет покупаться в Украине, акцизный сбор будет платиться, а он позволяет развивать нашу инфраструктуру», – подчеркивает нардеп.

Законопроект 2475а-3 также отменяет ряд платежей, в том числе акциз на судовое топливо, используемое речным флотом. Но введение речного сбора не предусматривается. Но возникает вопрос — если останутся лишь портовые сборы, а платежи для речных перевозчиков будут отменены, хватит ли средств для надлежащего содержания рек, шлюзов и т.д.? В «Укрводпуть», который на сегодняшний день отвечает за содержание шлюзов и финансируется из госбюджета, уверют, что хроническое недофинансирование предприятия и предаварийная стадия шлюзов неуклонно приближает страну к окончательной потере реки Днепр как транспортной артерии.

Но сторонников альтернативного законопроекта устроит даже если не будет принят ни 2475а, ни 2475а-3. Автор законопроекта 2475а-3 заявлял, что отрасли не требуется отдельный закон – мол, достаточно постановлениями правительства отменить плату за шлюзование и за разведение ферм железнодорожных мостов. Возможно, такая позиция объясняется тем, что даже при существующих платежах крупные компании имеют преимущество – благодаря собственному флоту, они не тратится на более дорогой фрахт судов под иностранным флагом. А значит, могут предлагать фермерам более высокую цену при закупке зерна, нежели у конкурентов.

По словам Александра Урбанского, в то время как «министерский» законопроект делает более открытым доступ для мелких судовладельцев и грузовладельцев, принятие альтернативного законопроекта создаст крупным компаниям условия, в которых они смогут стать еще более конкурентными.

народный депутат Украины, нардеп, Александр Урбанский, Урбанский Александр Игоревич, законопроект 2475а, законопроект Александра Урбанского, вутренний водный транспорт, дерегуляция речных грузоперевозок, народний депутат України, Олександр Урбанський, Урбанський Олександр Ігорович, законопроект Олександра Урбанського, вутрішній водний транспорт, дерегуляція річкових грузоперевезень

«Доходность фермерского хозяйства в центре Украины, которое может отправлять ежемесячно 10 тыс. тонн вниз по Днепру, не позволит ему идти на судостроительный завод и строить баржу, которая стоит миллион долларов. Даже если одну и построят, то этого не хватит для перемещения всего объема их зерна по реке — они будут вынуждены продавать его крупным компаниям-зернотрейдерам», – считает нардеп.

Все эти разбирательства имели как своих приверженцев, так и противников. Законопроекты «про речку» обсуждались последние три года и вызвали немалый ажиотаж. Однако после бурных дебатов Верховная Рада вернула на доработку в профильный комитет два конкурирующих законопроекта. «Министерский» поддержало 216 депутатов, а законопроект 2475а-3 – лишь 159, их отправили на подготовку к повторному первому чтению.

«Хочется быть оптимистом, но вполне вероятно, что в следующий раз их рассмотрят только через несколько месяцев. Если вообще в этом году до них «дойдут руки»: после того как 2475 был отправлен на доработку весной прошлого года, на повестку дня его поставили уже аж в декабре», – говорит директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. Причем в марте прошлого года законопроект рассматривали под конец заседания, когда часть депутатов просто отсутствовала, и сейчас произошло то же самое. В тот раз принятию законопроекта не хватило 14 голосов, в этот – десяти из необходимых 226-ти.

Но Александр Урбанский более оптимистичен — несмотря на то, что голосование по законопроекту 2475а провалилось, уже сейчас разрабатывается схожий законопроект. В нем не будет фигурировать речной сбор, но госпредприятие «Укрводпуть» будет собирать платежи за «пользование рекой», а значит у него будут необходимые средства для углубления речных каналов и развития речной инфраструктуры. Парламентарий надеется, что в таком виде этот законопроект найдёт поддержку в сессионном зале.

По материалам издания «Цензор.НЕТ»

0 Comments

Comments are closed